Контактный телефон:
8(800) 7000436
Обратный звонок

Искусство портрета в России начала XIX века



Черты романтизма в искусстве начала XIX века наиболее отчетливы в портрете, жанре, столь любимом романтиками. Русский романтический портрет того времени объединил идеалы эпохи подъема декабристского движения. О. А. Кипренский А. Г. Варнек, В. А. Тропинин, поздний В. Л. Боровиковский, А. О. Орловский, ранний А. Г. Венецианов – каждый по-своему отдали дань этому портрету.Портрет.

Современник гибели отечественного тирана – Павла I, участник освободительных войн против «нового Атиллы» - Наполеона, сподвижник декабристов, передовой человек того времени считал естественным дружить, по выражению Пушкина, не только с Марсом, но и с Вакхом и Венерой, писал стихи и пространные дневники, собирал произведения искусства и рисовал сам. Это сообщало ему а, следовательно, и его образу в современном ему портрете необычайную одухотворенность. Уважение к «достоинству человека как человека», придавали этой одухотворенности благородство и своеобразную светлую гармоничность. Романтизму в портрете начала XIX века чужда повышенная экзальтация как крайности философского идеализма. В нем нет ни категоричного отчуждения личности от окружающей ее среды, ни острого ощущения катастрофичности бытия личности и ее крайней внутренней противоречивости, что характерно для развитых форм романтического понимания мира.

В творчестве разных мастеров романтический портрет принимает, естественно, различные оттенки. Наиболее экспрессивен он в работах Алекандра Осиповича Орловского, свидетельством чего являются его автопортреты, исполненные в начале столетия, например автопортрет 1809 года. 

Холодноватый, эгоцентричный и замкнутый характер носят многие работы Александра Григорьевича. Варнека, в частности, его автопортреты. Типичен для него спокойно-самоуверенный «Автопортрет с рейсфедером», где художественная свобода туалета организована с большим старанием, очень осторожно, не в ущерб достоинству общего облика. Даже живой замысел «автопортрета с палитрой и кистями», где художник представил себя в Италии, на фоне открытого окна, в солнечных лучах, не вносит в образ оттенка непосредственности или интимности. 

Однако основная линия развития романтического портрета, представленная Кипренским, ранним Венециановым и, отчасти, ранним Тропининым, носила характер светлый, лирический. Людям, изображенным этими живописцами, свойственна своеобразная душевная просветленность, мечтательность и безотчетный порыв, порой несколько тревожное предчувствие, иными словами «томление упования», которым Пушкин определяет душевнее состояние своих современников. Такое Портрет женщины с веером.выражение Жуковского как «желаний тихий жар», «тайные движения души», более подходят для характеристики портретных образов, созданных русским романтизмом начала века. «Удовольствие читателей рождается от их тайной симпатии с автором…» - писал Карамзин. Именно внутренняя симпатия, которую пробуждают люди в портретах Кипренского, ощущение взаимопонимания зрителя и художника и составляют отличительную черту работ этого русского романтика.

Романтический портрет в творчестве живописцев в первой трети века, еще тесно связан с русским сентиментализмом, обратившемся в конце XVIII века к миру чувств и переживаний оказывается близкой – в разной мере - Кипренскому, Венецианову и, в особенности, раннему Тропинину, подобно тому, как в прозе Карамзина в 1790-х годов, как в элегической поэзии Жуковского и Батюшкова начала века чисто романтические мотивы порой трудно отделить от сентименталистских призывов к «жизни сердцем», к уединенному бытию на лоне природы. 

Однако собственно романтические элементы достаточно отчетливы в портрете того времени. Воспринятое еще от просветительства XVIII века и от сентименталистских представлений, понятие о ценности личности приобретает особую остроту. Сравнительная имперсональность эмоциональности героя сентиментализма сменяется представлением об исключительности индивидуальности душевного мира человека, как мерила ценности последнего. Образ человека в романтическом портрете гораздо более индивидуален в своей внутренней жизни, чем в портрете предшествующего десятилетия. В исключительности портретного образа можно ощутить некое романтическое противостояние окружающему миру, хотя эти настроения достаточно редки в искусстве этого периода. Портретная характеристика динамична. Исчезает строгая каноничность портретных жанров. Особый интерес проявляется к жанру автопортрета.

В портрете романтизировано именно духовное благородство модели. Это портрет Е. Давыдова, работы А. Кипренского, который соединяет духовную культуру с обостренным чувством личной чести. Последняя же в эти годы понималась как честь защитника национальной свободы европейских народов от тирании Наполеона.

Своеобразные вариации такой трактовки «военного портрета» находим у Венецианова и раннего Тропинина. У первого в портрете А. Бибикова романтизм носит более лиричный, камерный характер. В портретах второго он более прямолинеен, часто принимает внешние формы выражения. Таков карандашный портрет партизана А. С. Фигнера, таковы многочисленные наброски в альбомах 1810-х годов. И уже совсем риторическим представляется изображение П. И. Багратиона в большом портрете маслом. Стремление художников-романтиков раскрыть индивидуальную неповторимость мира человеческих чувств позволяет им полнее выразить реальную сущность конкретного индивидуума. Пример тому портрет мальчика Челищева.

Перепечатка статей, новостей и обзоров допускается только при наличии текста «Источник: Магазин Художник» в конце статьи с гиперссылкой на страницу magazinhudozhnik.ru

Каталог товара