Контактный телефон:
8(800) 7000436
Обратный звонок

Русские художники - родоначальники живописи на пленэре



Импрессионисты, обращаясь к различным сторонам действительности, запечатлели образы современников, передав и жизнь города, и состояние природы. Освободив палитру от музейной черноты, они добились небывалой чистоты и свежести красок. Импрессионисты сумели увековечить на полотне последний дрожащий луч солнца, тающую морскую пену, трепет листьев под легким дуновением ветра.Щедрин

Однако стремление к точности передачи ощущения нередко переходило у импрессионистов в самоцель, в фиксирование случайно схваченных эпизодов окружающего и чисто внешних эффектов, которых так много на пленэре.

В России первым художником, работавшим на пленэре, был С. Щедрин (1791-1830). Он отказался от принятого в академических пейзажах условного коричневого тона и стал передавать яркое, раскаленное солнце Италии не интенсивными золотистыми и розовыми кварками, а холодными, серебристыми. «Еле выбрался из теплых тонов», - признавался с облегчением Щедрин, найдя те живописные средства передачи полуденного освещения, которыми большинство художников овладеют лишь много десятилетий спустя.

Многое сделал в этом направлении А.Саврасов. Его ученики И.Левитан и К.Коровин свято, безгранично любили природу. Но если Левитан тяготел к пейзажу-картине, то Коровин предпочитал работу над этюдом, доведенным до ясной завершенности и в то же время сохраняющим свежесть первого впечатления.

Коровин пришел к своей манере естественно и органично, не заимствуя ее у кого-либо механически. «Применять к нему понятие импрессионизма, – писал Б.Иогансон, - можно только в том смысле, что он старался сорвать очарование, которое в данный момент заключено в пейзаже, натюрморте или в облике изображаемого им человека». 

Не следует отожествлять пленэрную живопись с импрессионизмом также, как думать, что картина, написанная в мастерской, неизбежно теряет качества произведения, созданного на открытом воздухе.По реке Оке. Архипов.

Картина ученика В. Поленова, замечательного художника А.Архипова «По реке Оке» написана далеко не в импрессионистической манере. Люди, предметы изображены объемно, материально, полновесно. Композиция тщательно продумана, типажи найдены в результате кропотливых поисков, долгой предварительной работы. В ней соединились сразу три жанра: бытовой, пейзаж и натюрморт.

Архипов великолепно передал утреннее состояние, когда дали тонут в ослепительном мареве, яркие солнечные лучи обесцвечивают все, на что падают, и краскам остается гореть и переливаться только в тенях, где буйствуют рефлексы – холодные от неба, горячие от соседних предметов. В этой картине самая что ни на есть пленэрная живопись. В.Стасов часто хвалил Архипова за глубину раскрытия образов крестьян, в то же время отмечал: «Картина создана на солнце».

Архипов часто говорил своим ученикам: «Поближе к натуре…Учитесь у натуры».

Этого принципа неизменно придерживался современник и ученик Архипова, автор задушевных лирических пейзажей С.Жуковский (1873-1944). Художник любил уходить с этюдником из дома на рассвете. В поле, на лесных опушках спешил запечатлеть быстро меняющиеся настроения пейзажа, фиксируя основные отношения земли и неба. Откладывал записанные картоны, брал новые. Это приучало точно схватывать явления природы, которые длятся считанные минуты. Жуковский любил изображать одни и те же мотивы при разном освещении, состоянии дня, времени года.

Особенно ярко подобное явление можно увидеть на этюде А. Иванова – камни около берега реки. Весь этюд, а камни особенно, разобраны во всю силу сложной и красивой многоцветности. До него никто так не видел. Каждый камень имеет свой облик. Каждый камень по цветам отличается один от другого. А вода около камней! Большая правда в этом этюде, почему он и запоминается. С такой же неповторимой выразительностью Иванов изображал богатую листву деревьев, могучие стволы и сложную паутину ветвей. Каждое изображение дерева – это история его жизни. От природы он брал ее неповторимую красоту, глубокую и своеобразную. Он и человека впервые поставил на солнечный свет. Он изучал освещение при любых условиях. Этот путь, указанный им, обогатил живописные возможности художников.

Перепечатка статей, новостей и обзоров допускается только при наличии текста «Источник: Магазин Художник» в конце статьи с гиперссылкой на страницу magazinhudozhnik.ru

Каталог товара